Служба примирения использует разные примирительные программы: медиацию, круги сообществ, школьную конференцию, а также разрабатывает свои оригинальные программы, основанные на принципах восстановительной медиации. Чаще всего мы сталкиваемся с конфликтами, успешно разрешаемыми с помощью медиации. Однако, совсем недавно нам пришлось столкнуться с конфликтом между обучающимися 9 и 11 классов, в котором медиации оказалось не достаточно. Этот конфликт оказался не просто межличностным, а конфликтом на уровне ценностей участников. Если участник конфликта имеет ценность, разрушающую его отношения и приводящую к конфликт, при этом сам не осознает дисфункциональность своей ценности, то он не может увидеть всех разрушительных последствий своего поведения.
Медиатор, конечно, может высказать свое мнение и предоставить альтернативы, но медиатор - посторонний для подростка человек. Его слова не всегда будут по-настоящему восприняты и приняты. Тем более, если разрушительная ценность осознана, и, скорее всего, поддерживаема кем-либо значимым подростку.
У каждого ребенка есть круг значимых для него людей, и не один. Это могут быть родители, другие родственники, близкие друзья или значимое в конкретной ситуации неформальное сообщество. Такие значимые люди всегда могут успешно сподвигнуть ребенка к размышлению, переосмыслению, переоценке и переформированию разрушительной ценности.
Методика работы с подобными ценностными конфликтами - "Круг сообщества".
Это был первый опыт нашей Школьной Службы примирения по большой работе с "Кругами сообщества". Прежде всего были задействованы семейные сообщества наших конфликтеров. Члены их семьи, родители смогли убедить девушек не расширять конфликт, избежать драки, найти компромисс и примириться без серьезных последствий для обеих сторон.
Благодарим семьи учащихся за активное участие в примирительной программе!